"Декупаж. Волшебство своими руками" - это название новой выставки, проходящей в Государственном выставочном зале-музее «Наследие» с 28 ноября по 10 января, наверняка заинтересует каждого. Слово «декупаж» в нашей стране не слишком широко известно. И появилось оно сравнительно недавно - в прошлом веке. Однако технике декораторского искусства, которую оно обозначает, уже не одна сотня лет. Китайские крестьяне украшали свои дома картинами, вырезанными из специальной бумаги, еще в 12 веке. В немецких источниках 15 века упоминается о способе украшения мебели вырезанными картинками. Однако своего расцвета техника эта достигла в 17 веке в Европе, опять же, благодаря китайцам. В то время в богатых европейских домах была модна лаковая мебель, лампы, шкатулки, сделанные в Китае. Стоили они очень дорого. Венецианские мастера быстро освоили производство «lacca contrafatta» - лаковых подделок. Изготавливались они следующим образом: специально нанятые художники делали копии картин известных мастеров на бумаге. Эти рисунки клеили на мебель или музыкальные инструменты и покрывали лаком до тех пор, пока картинка не сливалась с предметом. Количество лаковых слоев достигало 30-40. Отличить такие подделки от настоящей китайской лаковой миниатюры было практически невозможно, а стоили они значительно дешевле и пользовались большим спросом. Техника украшения предметов с помощью бумажных коллажей переживала времена расцвета и угасания. В Европе очередная вспышка увлечения этим методом началась тогда, когда богатые дома начали украшать большим количеством росписи. Зажиточные горожане приглашали для росписи стен и мебели художников, а слои победнее имитировали роспись наклеиванием рисунков на бумаге. Так возникло l'arte del povero (искусство для бедных). Впрочем, это тогда подобные изделия считались вещами для бедняков. Сейчас за вещи, выполненные в этой технике, коллекционеры платят огромные деньги. В 18-19 веках среди дам высшего света было модным искусство украшения предметов вырезанными из бумаги рисунками. Часто бумагу расписывали сами дамы. Особенно любили в то время украшать таким способом веера и ширмы. Многие из этих «незамысловатых» рукоделий находятся сейчас в музеях. Среди покоренных возможностями этой техники встречаются и знаменитые имена: Мария Антуанетта, мадам Помпадур, лорд Байрон, Матисс, Пикассо - все они с увлечением создавали работы в этой великолепной технике. Собственно термин «декупаж» - от французского «decoupage» - вырезать – возник в 20 веке, когда в Европе началась новая волна интереса к подзабытому искусству. Сейчас мода на декупаж распространяется по миру как лесной пожар - быстро и неудержимо. Миллионы людей с упоением режут бумагу и обклеивают ею практически любые предметы. Сотни фирм выпускают салфетки и декупажные карты, лаки и клеи для декупажа на различных предметах. Курсы по обучению искусству декупажа не имеют отбоя от учеников. Доступность и простота метода привлекают в ряды декупажа все новых и новых мастеров. Действительно, для того чтобы сделать самую простую работу, достаточно рисунка на тонкой бумаге, клея и лака. Пара часов работы, и вот перед вами вместо баночки из-под кофе - симпатичная вазочка. Часто в таких работах используются обычные столовые салфетки с рисунком. Поэтому декупаж иногда называют «салфеточной техникой». Однако это кажущаяся простота. Сыграть на рояле «Собачий вальс» может каждый, но только единицы достигают вершин исполнительского мастерства. Так и в декупаже. Мастера своего дела творят в этой технике настоящие шедевры. Используя в декоре сложные методики создания фонов, старения и облагораживания поверхностей, сочетая декупаж с другими приемами декораторского искусства, они получают изделия, не только не уступающие, но часто и превосходящие по красоте и изысканности вещи, выполненные в более известных техниках. Да и сам декупаж не стоит на месте. Разработаны методы создания изделий с объемным декупажем, техника sospeso trashfrente - декупаж на гибких пластиковых листах. Специально разработанные клеи позволяют делать декупаж на ткани, свечах, фарфоре, пластике и металле так, что изделиями после декупажа можно свободно пользоваться. Чем еще хорош декупаж? В музыке существует понятие «внутреннего слуха» - человек хорошо слышит ноты, но не может правильно их воспроизвести. Такой «внутренний глаз» существует и в изобразительном искусстве. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать даже человечка из «огуречика» и палочек. Вот тут-то и выручает декупаж. Рисунок профессионального художника в интерпретации художника «скрытого» может зазвучать по-новому, приобрести иные краски, выразить иное чувство. И это хорошо видно на примере работ, представленных на выставке «Декупаж. Волшебство своими руками». Среди мастериц, разместивших свои работы в зале-музее «Наследие», практически нет профессиональных художников. Для них декупаж - хобби. Однако бережность, с которой они обращаются с работами часто очень известных художников, изящество и выразительность декора покоряют с первого взгляда. Декупажу покорны любые предметы. Часто именно при помощи декупажа реставрируют старую потертую мебель, и она начинает играть новыми красками. При помощи декупажа можно красиво отделать стены и потолки в квартире. Но чаще всего декупаж используют при декоре предметов, украшающих наш быт: декоративных тарелочек, свечей, фотоальбомов, кухонных досок, ламп, шкатулок и других предметов интерьера, а также обуви, сумок и даже одежды. Коллажи и картины в технике декупаж способны украсить любое помещение, и при этом цена их значительно ниже, чем у настоящих картин. В преддверии Нового года и Рождества Вы найдете на выставке неограниченный выбор праздничных подарков, которые, несомненно, порадуют Ваших близких своей красотой. Для тех, кого заинтересуют возможности этой техники, кто захочет попробовать свои силы в новом интересном деле, по воскресеньям с 12 часов на выставке будут проходить мастер-классы. На них известные мастерицы расскажут Вам, с чего начать освоение декупажа, поделятся тонкостями и хитростями этого непростого, но очень увлекательного искусства. Выставка организована Интернет-сообществом "Рукодельница". Государственный зал-музей «Наследие» расположен по адресу: улица Лебедянская, дом 24, корпус 2. Телефон: 329-00-27. Проезд до станции метро «Царицыно», далее автобусами 761 и 679 до остановки Липецкая улица, дом 7. Приходите! Вам обязательно понравится. И, может быть, Вы найдете для себя новое увлекательное занятие. |